Вернуться на главную
Не справился с управлением (опасности неисправных амортизаторов)
Мы довольно часто слышим эту фразу применительно к ДТП с тяжелыми последствиями. Что это означает, если оперировать понятиями экспертизы технического состояния транспортного средства? Более чем в двух третях случаев виной этому оказываются неисправности систем подвески и амортизаторов как типичных ее представителей.
Исправные амортизаторы выполняют самую сложную работу, обеспечивая автомобилю устойчивость и управляемость на дороге. Их важнейшая задача - постоянный контакт дороги с колесами. Исправность и надежность амортизаторов - важнейшее условие безопасности при движении во время дождя, в разбитой колее и на поворотах, по плохим дорогам, при полной нагрузке.
Только полностью исправные и соответствующие конструктивным особенностям автомобиля амортизаторы гарантируют короткий тормозной путь, уверенность при маневрировании в критических ситуациях и надежную работу АБС и других электронных систем автомобиля.
Играя роль своеобразной "прокладки" между салоном автомобиля и дорогой, амортизаторы, с одной стороны, обеспечивают безопасность при движении за счет поддержания постоянного контакта колеса с дорогой, а с другой - за счет стабилизации кузова создают и поддерживают максимальный уровень комфорта в салоне.
Потеря амортизирующей способности - скрытая опасность! Сложность и коварство кроется в том, что процесс снижения амортизирующей способности длительный, незаметный и растянутый во времени. Проглядев его начало, даже опытный водитель постепенно привыкает подруливать при движении даже на ровной дороге, не говоря уже о наших классических "направлениях". При этом необходимо помнить, что вместе с пробоями, авариями, наездами на бордюр и в ямы, к повреждению амортизаторов приводит также и естественный износ. Амортизаторы относятся к типичным изнашивающимся и подлежащим периодической замене деталям автомобиля. Согласно рекомендациям одного из ведущих производителей амортизаторов, на автомобиле, пробег которого превышает 80000 км, амортизаторы необходимо проверять каждые 20000 км.
Чем грозит эксплуатация автомобиля с неисправными или изношенными амортизаторами и как они влияют на снижение уровня безопасности и комфорта?
Прежде всего, отметим такие явления, как отрыв колеса от дороги, неустойчивость автомобиля на дороге и, что, пожалуй, более важно, в поворотах. Отсюда совсем недалеко до полной потери контроля над автомобилем. Нельзя забывать и о том, что дефектные амортизаторы увеличивают тормозной путь, особенно с системой АБС. Отрицательное влияние, которое оказывает износ амортизаторов на устойчивость и управляемость автомобиля, может привести к полному отказутормозов при объезде препятствия и многократно возрастающему риску возникновения аквапланирования.
Раскачивание автомобиля во время езды, увеличение его колебаний, как и возрастающая частота передачи мелких колебаний на кузов автомобиля - все это может довольно быстро превратить любую поездку в пытку.
Автомобиль - сложная система взаимодействующих узлов и агрегатов, и сбои в работе какого-то звена неизбежно приведут к сбоям в работе "соседей". Первыми начнут страдать шины. На протекторе проявляется характерный точечный износ. Неравномерный и динамично развивающийся износ покрышек приводит к возникновению неравномерных нагрузок на сам амортизатор. Через амортизатор прыгающее колесо наносит удары по опорам и отбойнику, которые они "терпят" недолго. Затем наступает закономерный финал: пробой амортизатора. Хоть это и кажется странным и неожиданным, но это не самые тяжелые последствия. Куда опаснее то, что регулярно возникающие колебания колес, работающих в паре с дефектными амортизаторами, могут реально оказать влияние на электронные системы безопасности автомобиля: АБС, ASR, ESP и др.
Автомобилисты в основе своей - люди совершеннолетние и дееспособные, никому не приходит в голову пугать их возможными последствиями езды на негодных амортизаторах: они и так скажутся. Достаточно просто сесть и посчитать, что ремонт поврежденного аварийного автомобиля в любом случае будет дороже, чем затраты на текущее обслуживание и диагностику амортизаторов.
К чему может привести невнимание к амортизаторам, мы разобрали довольно подробно. А что нужно делать, чтобы не допустить их преждевременного износа? Рецепт простой и понятный: регулярно проводить диагностику.
Диагностика неисправных амортизаторов
|
Истирание слоя хрома на штоке поршня
установка под напряжением
несовпаджающие места крепления |
|
Амортизатор заклинил
деформация и заклинивание штока поршня (экстремальное заклинивание, например, из-за аварии) |
|
Амортизатор негерметичен, износ уплотнения штока поршня
длинный срок службы
высокая нагрузка
песок или загрязнение |
|
Шток поврежден
работа без специнструмента |
|
Деформация внешнего корпуса
повреждение из-за аварии
импульсивная нагрузка (повреждение при наезде на бортовой камень тротуара) |
|
Отрыв резьбовой части
установка амортизатора под напряжением
затяжка крепежной гайки с высоким моментом (например, пневмогайковертом) |
|
Деформация штока поршня
слишком высокие боковые силы (например, при аварии) |
|
Повреждение шарнира
ограничитель хода амортизатора поврежден
перегрузка |
|
Резиновые шарниры изношены
обычный износ из-за длинного срока службы
износ из-за экстремальной нагрузки |
|
|
Рекомендации по установке
|
Не работать таким инструментом при установке! |
|
Не работать ударным гайковертом! |
|
Затяжка исключительно динамометрическим ключом! |
|
|
Вернуться на главную |